Будет ли в Израиле и на «ивритской улице» праздником «9-е Мая»?
(о самом малоизвестном празднике в Израиле, де-юре -- общегосударственном, а де-факто -- «отдельно взятой общины».)
Предстоящемув 2015 г. 70-летию
Победы над нацистской Германией
посвящается
Полагаю, что русскоязычному читателю понятно созвучие заголовка с известной пословицей «будет и на нашей улице праздник».
В Израиле всеобщей и главной «нашей улицей» является улица «ивритская» и не гоже ей недооценивать столь значимую для всего еврейского народа дату «9-е Мая».
В начале мая 2014г. по интернету прошло неожиданное сообщение, что главный равинат Израиля посчитал необходимым для евреев отмечать «День Победы» («ДП») над нацистской Германией ежегодно «26 ияра», на который выпало 9 мая 1945г. (
Это вызвало неоднозначную реакцию в религиозной среде ( да и в «светской» тоже). Однако обсуждения в основном были в интернете, а вот в газетах, радио, телевидении (ТВ) должного отражения не было. Похоже и политики тоже не высказывались, в т.ч. и 26-го Мая, на который выпал в этом году «26 ияра», может из-за того, что в Израиле «ДП» отмечается всё же 9-го Мая.
Но дело вовсе не в несовпадении дат «иудейской и общемировой (григорианской)», а как отмечается сам праздник.
Вот к этому-то и есть претензии.
Уж слишком узкомасштабен подход к самому празднованию, проводящемся в основном в рамках «одной отдельно взятой общины», а именно русскоязычной. И происходит это из-за недоосознанности нашим государством в целом важности этой Великой победы, как в Мировой, так и Еврейской истории.
Мне могут возразить, что в других странах (даже «победительницах») отмечание «Победы» происходит по- разному и не в единую для всех дату.
Имеется и расхожее мнение, пусть и спорное, что мол «кто как воевал, тот так и празднует».
В одних странах это официальный государственный праздник или памятная дата (где-то и выходной день), в других — отдельные церемонии общественных организаций, а в третьих — вообще ничего. Рекомендую заглянуть в википедию.
Удивлений будет немало. Например в США и Англии (странах-победительницах) это событие даже не входит в реестр основных праздников, а во Франции (разбитой немцами в1940 г.) – это полноценный праздник с выходным. Кстати, по многим учебникам (фильмам) США и Англия самые «крутые вояки» во 2-й Мировой войне., а б.СССР так —«на подсобках». Однако именно в б. СССР (а теперь РФ) самое пышное празднество «ДП», хотя и там был период (1948—64гг.) снижения его статусности, когда он перестал быть выходным.
С 1965 г. справедливость была восстановлена и не важно «приплетена» ли к этому идеология. Слишком важной была эта победа и вполне заслуживала полноценного празднования, что стоило бы учесть и в мировом масштабе. Вообще вполне нормально в истории приходить к правильным выводам через 10-летия, к чему пришёл и главный равинат. Так не пора ли и «светскому» Израилю к 70-летию «ДП» в 2015 г. произвести «переоценку ценностей» и поднять уровень его отмечания. Кстати, у нас он был введён примерно с 1995г. (50-летие «ДП») и то под влиянием т.н. «большой алии» (русскоязычной).
Оформлено это было официально, законом, как общегосударственный праздник, что абсолютно логично. Ведь так велико в этой войне евреев соприкоснувшейся с ней: 1) и как жертв нацизма –6 млн., что повлияло на международную поддержку образования государства Израиль; 2) и как борцов/воинов с нацизмом – более 1-го (а то и 1,5) млн. в армиях, партизанах, подполье; 3) и как «кующих Победу» в тылу — миллионы. И касается это не только евреев Европы, как принято считать, но и Америки, Азии, Северной Африки. Так что и для не существующего тогда Израиля не чужая эта победа, без которой он был бы немыслим.
Израильтян русскоязычных в этом убеждать не надо. Ими «9 Мая» помнится (пока они живы), даже без знания его статуса в Израиле. А вот у «ивритоязычных» этот праздник не отложился в памяти (надеюсь пока), даже если стали знать о нём несколько побольше.
И это неудивительно. В ивритских СМИ эту дату либо обходят стороной вообще, либо не напоминают о его официальном государственном статусе. Соответственно и в школах в эти дни «ни словечка, ни гу-гу», мол уроков истории достаточно. О последнем мне удалось посетовать члену правительства, министру абсорбции С.Ландвер, дозвонившись до неё 11.05.2014 в передачу «Вопрос ребром» на «1-е радио». Меня неожиданно поддержал р/ведущий М. Кричевский, и они оба (каждый со своей стороны) пообещали поднять эту тему перед Минпросом. Года 2-3 назад на встрече в Тель-авивском «Доме учёных» с депутатом М. Солодкиной ((ז''ל я также высказался о недостаточном внимании к увековечиванию дня «9 Мая».
Я даже предложил ей инициировать законопроект о сокращении рабочей смены в этот день, хотя бы на «1 час», мотивируя, что тогда бы эта дата гарантированно врезалась бы в память. Она ответила мне (зная наши власти), что нам за этот «1 час» насчитают миллионные потери, но согласилась с необходимостью дополнительных мер. Полагаю, что если бы не её столь ранний уход из жизни, она занялась бы этим.
По поводу в/у «1часа» удалось мне обратиться и к другим депутатам, политикам, общественникам. Все они согласились с недостаточностью увековечивания, но не более того, кроме Н.Абесадзе (Партия «Авода», Председатель лобби в защиту прав инвалидов Второй мировой) ответившей, что стоит подумать и об «одном часе.» Конечно, полноценный выходной в день «9 Мая» был бы наилучшим решением, но хоть «пробили» бы и «1 час»?
И так ли уж надо бояться «недоработок»? Ведь в Израиле почти самая длинная «рабочая неделя» -- 43 часа, да и «рабочий месяц» и «рабочий год» в часах на рекордном уровне. Стоит напомнить , что с 1-м приходом к власти «ЛИКУДА» в 1977 г. был отменен целый выходной день -- « 1 Мая ». И хотя в последующем «АВОДА» бывала изредка у власти, о реставрации «пролетарской» даты уже не вспоминали. Видимо со временем и «леваки» так обуржуазились, что уже проводили ту же политику, что и «ЛИКУД». Удивительно, что ещё сохранились названия улиц в честь «1 Мая».
Однако вернёмся к победе над нацизмом. Из всех израильских праздников и памятных дат именно «9 Мая» самое малоизвестное, фактически «праздник-пасынок» среди других родных. «Бросили кость» русскоязычной общине и достаточно. Не удивлюсь, если поизвестнее иные зарубежные даты типа «день сурка» или «святого Валентина» . Больше внимания и к «Рождеству», и к «гражданскому Новому году» (прозванному ещё и «Сильвестр»), и к «8 Марта» (хотя женские организации по этой дате малоактивны) и даже к иным «религиозным постам», в том числе и мусульманским.
У недовольных недостаточным празднованием и увековечиванием «9-го Мая» есть два основных объяснения этому, пусть они и из разряда «теорий заговоров», конспиративных версий и различных «фобий»:
1) «ДП» серьёзно «прижимают» из-за его конкурентности «Дню независимости», мол «мы тут воевали за будущий Израиль, а из Вас там в Европе мыло делали».
Ну чем это не сродни известной фразе «евреи воевали в Ташкенте»?
2) Этот «ДП», хоть и «порохом пропах», но отдаёт от него «советизмом», «коммунизмом» и т.п.
Возражу: а разве правильно из-за роли б.СССР и коммунистов праздновать «ДП» приниженно?
Не так давно, авторитетам «русскоязычной алии». удалось убедить общество и СМИ (надеюсь. не только на «русской улице»), чтобы такую памятную и трагичную дату, как «Йом –ха-шоа» стали чаще величать в её полном виде – «День катострофы и героизма Европеского еврейства».
Ведь многие годы слово «героизм» почему-то упускалось (надеюсь, не стыдливо, а для сокращения). Так не пора ли снова начать просвещать улицу «ивритскую» в отношении «9 Мая», а там глядишь и «арабская» прозреет, тем более. что к антигитлеровской коалиции присоединились (пусть формально и ближе к концу войны) и некоторые арабские страны.
То, что к 70-летию «ДП» обещают открыть в «музей героизма евреев …» и на радио «Река» с 23-го июня 2014г. вводятся дополнительные специальные радиопередачи – очень хорошо. Но последнее опять-таки касается «улицы русской». Может, стоило бы русскоязычным телерадиоканалам предложить своим коллегам ивритязычным проводить и совместные передачи?
Я согласен с русскоязычными «общественниками», что мол «мы столько много сделали для увековечивания « 9 Мая» (митинги, шествия, встречи и т.п.), чего до нас вообще не было», но когда ветеранов 2-й мировой уже не станет, день этот в виде праздника «вымрет как мамонты».
Поэтому пока ветеранские организации здравствуют не стоило бы упускать шансы сделать « 9 Мая» по настоящему всееврейским.
Ю. Мордухаев тел: 054-2129969 yurizmor@yandex.ru
! Мнение редакции может Не совпадать с мнением авторов публикаций ! !
Статья очень своевременна и актуальна.Автор очень точно раскрыл животрепещущую тему.Надеюсь материал вызовет живой интерес и последует положительное решение вопроса.
Спасибо. Но боюсь, что тему замнут, как и другие по моим статьям на этом сайте: http://haifainfo.ru/?cat=127
Израильский народ, как и русский народ объязанны знать и почитать праздник 9 мая. Знаем из истории, о жертвах Халокоста, которые произошли во 2-й Мировой. И если это коснулось только европейских евреев, помнить и чтить нужно всем народом. (Возможно, для народа Индии или, там, Южной Африке этот праздник ничего не значит. Они могут и не знать его. Но об этом не знать народ Израиле не имеет право!) Главная ошибка в том, что в школьных программах не уделяеться этому празднику внимания. Взрослых людей перевоспитать трудно, а детей школьного возраста — нужно. И при правильном подходе, спустя пару лет — это будет огромная сила памяти, героизма, патриотизма и гордости за своих дедов и прадедов. И тогда правительству деться будет некуда, как выделить хотя бы 1 прадничный если не день, то хоть час. Ветераны не вечны. наступит день когда их не станет. и тогда не будут и этих семейных праздниках на площадях, и никто и не вспомнит про солдатскую кашу и 100 гр. фронтовых. Не освещаеться в прессе, на телевиденье. Здесь нужен размах в пазднование . Возможно с «русским» акцентом. Тогда запомниться. Я не совсем согласна с предыдушей заметкой, что всё делать надо для ветеранов. Это конечно НЕ маловажно. Но делать надо для того, чтобы будущее поколение знало и помнило. И начинать надо с самого детства.