|

АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ: ДРАМА «УЗНИКОВ СИОНА»

ImageFromDB АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ:          ДРАМА  «УЗНИКОВ СИОНА» Старая история: устоявшаяся в сообществе система воззрений и взаимоотношений непременно начинает кого-то тяготить. И внутри сообщества появляются люди, выражающие недовольство тем, что происходит. Если они молоды, в их протесте звучит инфантильный максимализм  с его неспособностью или нежеланием охватить разумом ситуацию в целом. Если не молоды, то это у них закостеневшая социальная роль: декларируемое инакомыслие.

Такими были, как выясняется, советские диссиденты. Спустя полвека, они признаются: ими двигало убеждение, что от коммунистической полицейской бюрократии власть в стране должна непосредственно перейти к ним как к представителям народа. Видя этот  народ изо дня в день, они втайне презирали его
(и ведь есть за что), но при этом полагали себя его лучшими представителями. Почему? Потому что были честными, бескорыстными и  готовыми пострадать за правое дело. То  обстоятельство, что «народ» вокруг вороват, своекорыстен и с легкостью угробит ближнего ради спасения собственной шкуры, как бы выпадало из их поля зрения. Будь у этого народа реальная возможность выбора, он избрал бы во власть вовсе не этих выскочек, а очередного крутого пахана. Народ, он себя понимает, знает  себе истинную цену и предпочитает тех, кто правит сильной рукой. А этих борцов «за правду» просто нельзя себе представить у власти: сразу начались бы бардак и разбой.


Таковы и израильские левые. Многие из них честны, бескорыстны и готовы пострадать за права арабского народа Палестины. То обстоятельство, что их подзащитные обучены в мечетях отвергать какие бы то ни было права еврейского народа Палестины (начиная с права на существование), в расчет не принимается. Международный исламский террор игнорируется. «Перестаньте угнетать арабов – и они поведут себя так же, как мы». «Весь их террор – от отчаянья». «Мира можно добиться немедленно ( шалом ахшав !), если только прекратить оккупацию». Эти правозащитники безусловно воспринимают собственный народ как нацию оккупантов. Арабское требование «Евреи, убирайтесь туда, откуда приехали» встречает у них полное понимание. Дальше следует инфантильная подстройка под агрессора: «Если мы будем вести себя хорошо, они  позволят нам жить здесь. Они даже оценят и полюбят нас». (А они и друг другу-то жить не позволяют – взять хоть разборки между суннитами и шиитами).

При таком вот образе мысли наших поборников справедливости, стоит ли удивляться тому, что политических оппонентов – правых – они ненавидят куда сильней, чем шахидов, арабских снайперов, камнеметателей и идеологов террора? Казалось бы, осознавая себя оккупантами, естественнее всего -  покинуть это неправедное Еврейское государство. Не тут-то было. Ненависть под личиной «правозащитничества» требует активно гадить государству, разрушать его, шпионить в пользу недругов… Левых активистов этого толка у нас не так уж много, однако, б о льшая часть академической интеллигенции (профессура, журналисты, литераторы, деятели искусства) придерживаются  сходных взглядов, постоянно оборачиваясь на новомодный либерализм Запада.

На другом краю – право-религиозные израильтяне, выводящие  свою прерогативу контролировать и оттеснять чужой народ в Палестине из положений Торы. Поскольку  право вышвырнуть отсюда евреев, в свою очередь, выводится из положений Корана, арабо-еврейский конфликт автоматически превращается в войну религий, как всегда, кровавую и не имеющую конца.  А посредине – внушительная масса потребителей и циничных дельцов: от мелких до акул бизнеса.  На случай поражения в войне у многих припасены виллы в более спокойных ареалах. Такова эта страна.

И в эту вот страну ворвались из России образованные евреи, намечтавшие себе «родину» на советский лад. Ту самую, о которой надо думать «раньше, чем о себе», во славу которой стоит жить. Ту, что не поморщится брезгливо, когда выкажешь ей свою преданность, посвятишь свое геройство. Людям с детства  давали понять, что они по этническому признаку второсортны. И они вообразили Израиль государством, где им припишут  высший  сорт.

Вырваться из СССР стоило им серьезных и длительных лишений. Многие прошли и через тюрьмы, лагеря. Кампания «Отпусти народ мой» имела широкую международную поддержку и сделала некоторых отказников всемирно знаменитыми.  Израиль, стараясь не навлекать на себя гнев Кремля,  был все же заинтересован в этой кампании: ей он в немалой степени обязан миллионом репатриантов, а это изменило в пользу евреев демографический баланс в стране. Прибывших «узников Сиона» встречали с почестями. Но «узник Сиона» было функцией или даже профессией там, в России. Здесь приезжие столкнулись с отрезвляющей реальностью. Потребовалось  отказаться от привычного менталитета и влиться в новый – совершенно иной. Наиболее известные и бойкие сумели сделать это и обрели статус израильских деятелей – инженеров, врачей, коммерсантов и даже политиков. Большинство новоприбывших приспособились едва-едва -  как сумели. Некоторые не сумели: прозябают в бедности и безвестности. Плачевная судьба могла бы постигнуть их, впрочем, в любой другой стране, включая страну исхода. Драма не в этом.

Она в том, что героическая идеология и общекультурная база этих людей  - не востребованы в Леванте. У них нет почти никаких шансов изменить менталитет страны, которую они объявили своей родиной. Их жизненные успехи обусловлены тем, в какой мере они освоили именно этот, здешний менталитет.  Не освоившие стали аутсайдерами. Иные из именитых аутсайдеров  все еще ездят в Европу и США с лекциями о своем героическом прошлом. Публицисты и литераторы пишут для русскоязычных, где бы те ни находились (от России до США, от Германии до Австралии). На иврит их, как правило, не переводят. Тут нет злого умысла: они еврейскому народу Израиля просто НЕ ИНТЕРЕСНЫ. Непонятные чужаки. С неадекватными эмоциями и чересчур однозначными (либо слишком витиеватыми) суждениями.

Вот теперь-то бывшие узники советского режима и могут считаться узниками Сиона. Они полагали, что выходят из Египта, но пришли в новый Египет, из которого следовало бы вывести свой народ. И они бессильны во всем - даже в том, чтобы защитить солдат-репатриантов нашей армии от издевательств раввината. Они осознавали себя  погружающимися в недоступный им прежде «океан еврейской культуры», а оказались в луже средневекового раввинизма, для которого главное – чтобы евреи учили Тору, не женились на гойках  и успешно делали свой бизнес в любой точке проживания. И то сказать: ХАБАД переживёт гибель Израиля: лишь бы евреи мира не ассимилировались. Поразительная история: армянин остается армянином, женившись на вьетнамке, а еврей «ассимилируется» уже в силу того, что женился на не-еврейке и не принудил ее принять иудаизм.  Став иудейским государством, Израиль не слишком отличался бы от государств мусульманских с их «духовными лидерами». Желающим позволено было бы окунаться в культуру и науку, но только если еженедельно окунаешься в микве . А лучше и без культуры, без науки: достаточно быть «хорошим евреем».

Цепляние за схоластический талмудизм можно объяснить тем, что евреи Рассеяния, внося вклад в чужие культуры, так и не создали собственной (культура на  идиш была уничтожена в Европе и зачахла в Израиле). Причислены ли Марк Шагал или Иосиф Шкловский к «хорошими евреям»?.. Где там! Сам Маймонид был изгнан из своей общины, ибо позволял себе мыслить. Идеологический диктат религии – в который раз! – побуждает некоторых приезжих, равно как интеллигентных  и мыслящих уроженцев Израиля, отшатываться в сторону радикального вольномыслия и пополнять антигосударственный левый лагерь. Или  же скатываться к  цинизму – и пополнять потребительскую массу, втайне мечтающую устроиться где-нибудь в Америке.  Наиболее  ушлые давно устроились.

Но бывшие борцы за репатриацию не склонны, да и не способны на новую форму протестного движения. У них нет для этого ни руководящей идеи, ни власти, ни просто физических сил. Им приходится пересматривать сам исходный импульс своей героической активности. Стоило ли стремиться в Еврейское государство, если оно с такой легкостью поддается идеологии «постсионизма» - и одновременно фундаменталистскому иудаизму? Стоило ли вообще бредить идеей национального государства, если впереди маячила глобализация с ее потребительским менталитетом? Не свелись ли усилия к тому, чтобы легализовать в России ХАБАД и кошерные рестораны?..

Эти люди доживают свой век. На их похороны придут бывшие «русские» соратники и единомышленники. Возможно, пришлют казенное лицо из какого-нибудь министерства, чтобы произнести казенные похвалы их подвигу. Нация, с которой они так мечтали духовно слиться, не признала их своими. И они действительно ближе по духу к тем нациям, из которых вырывались. Как им казалось -  на свободу.



! ! Мнение редакции может Не совпадать с мнением авторов публикаций ! !





Поделиться в соц. сетях


Короткий адрес статьи - : http://haifainfo.ru/?p=5061

Новые статьи :

Разделы сайта

 

No items, feed is empty.