АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ ГОЛЛИВУДСКИЕ ФИЛЬМЫ
Эти фильмы гнетут меня контрастом, о котором нигде не приходилось читать. Вот в чем контраст.
Перед нами поразительные города: древние, с их изысканной величественностью; новые с их нечеловеческим масштабом построек. Безмятежные парки и гигантские заповедники. Переплетенные змеи автострад, переходящие в умопомрачительные мосты или эстакады. Вызывающие стон автомобили. Торговые центры в стиле дворцов; могучие авиалайнеры; поезда, несущиеся со скоростью выпущенной стрелы; океанские суда, которые потом снятся, настолько они громадны и прекрасны. Сочетания красок и форм в кадре, закадровые музыкальные звучания, свидетельствующие об утонченности и профессионализме художников. Словом, перед нами мир, созданный духовным подъемом, умственной ненасытностью и колоссальным трудом многих человеческих поколений. Мир, в котором хочется жить.
И в этом вот мире действуют обитатели, для которых, как для первобытных людей, важно лишь одно: отнять что-то у других. Отнять деньги, имущество, самку (или самца), власть, достоинство, а слаще всего - и жизнь. Всемогущие гангстеры и мелкие воры. Наркодиллеры и похитители детей. Киллеры и серийные убийцы. Преступные политики либо разведчики высшего ранга и коррумпированные полицейские.
Беспощадные светские львицы, одержимые то алчностью, то похотью, и уличные проститутки. Многим из них мы сочувствуем: такими их, видимо, сделали обстоятельства (обычно эти роли отданы великолепным и прославленным актерам, с которыми зритель поневоле себя отождествляет). В других персонажах мы быстро распознаём субъектов, заслуживающих тюрьмы, психбольницы, а лучше всего – пули. На них охотятся «хорошие парни» обоего пола, этими движет не просто правоохранительный пафос, но вдобавок, праведная жажда мести. «Хорошие», конечно, побеждают, причем, все добротные или драгоценные элементы обстановки разнесены в щепу; все поверхности и лица залиты кровью; число трупов необозримо. Мотивы «хороших», по сути, столь же элементарны и стереотипны, как и мотивы «плохих». Интеллектуал и творческий человек, если и выводятся на сцену, то либо как спятившие властолюбцы, готовые уничтожить миллионы, либо как талантливые соучастники сыска и преследования негодяев. В сущности, все персонажи – варвары, различающиеся степенью свирепости и продажности, цинизма и себялюбия, безумия и расчетливости. Варвары, населившие этот выпестованный и роскошный мир с явной целью разрушить его. Субъекты такого склада естественнее смотрелись бы в полунищих, задавленных страхом городах или в бесплодных пейзажах Третьего мира. Весь их менталитет выводился бы из цивилизационной недоразвитости общества, в котором они пытаются выжить. Когда нечего есть и негде заработать, остается убивать.
А у меня во время фильма возникают незапланированные продюсерами детские вопросы. Например: «Зачем было создавать эти фантастические струны-тросы гигантского подвесного моста, если на таком мосту превращается в пламя автомобиль с обаятельными бандитами, укравшими миллион?». Ответ на подобные вопросы, поступает из самих фильмов. Мне разъясняют, что я идиот. Все чудеса цивилизации, кажущиеся мне следствием «духовного подъема», возникли из тщеславия, жадности, зависти и подлости людей. А люди всегда были и останутся животными – самыми отвратительными, правда, и самыми изобретательными из хищников.
Главный же урок этих фильмов таков: нет для человеческого существа более опасного и коварного врага, чем другое человеческое существо. Это вбивается в наше подсознание, между тем как сознание накачивают понятиями «свободы», «воли к добру», «солидарности с беззащитными», «мужества», «стойкости», «верности» и т.п. Мне кажется, подсознательный урок затверживается гораздо надежней.
А цивилизация, видящая себя самое такими глазами, по-моему, обречена на распад. Отчетливая примета надвигающегося распада – массовое мародерство, наблюдаемое при затоплении или разрушении тайфуном еще вчера процветавших американских городов. Мародеры вооружены и стреляют в прибывших спасателей.
Но это – из других фильмов. Из документальных.
! ! Мнение редакции может Не совпадать с мнением авторов публикаций ! !
Поделиться в соц. сетях
Короткий адрес статьи - : http://haifainfo.ru/?p=462