АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ ТИРАН И ТВОРЕЦ
…Не я и не другой – ему народ родной –
Народ-Гомер хвалу утроит.
Художник, береги и охраняй бойца:
Лес человечества за ним поёт, густея,
Само грядущее – дружина мудреца
И слушает его всё чаще, всё смелее.
Он свесился с трибуны, как с горы,
В бугры голов. Должник сильнее иска.
Могучие глаза решительно добры,
Густая бровь кому-то светит близко…
Неужели такое пишется всего лишь из страха перед посадкой?
Хронологические соседствующие с этой хвалой гениальные «Стихи о неизвестном солдате» позволяют заглянуть в настоящую пропасть, разверзшуюся между двумя способами мирочувствия в душе художника. Он прыгает, взмахивая руками, с края пропасти на другой край – и обратно, пока расстояние преодолимо. И остается, в конце концов, на родном - космическом, а не на «народническом» краю.
Видимо, что-то подобное происходило и с Шостаковичем. Будучи несомненным гостем из космоса, он не мог не испытывать временами панического чувства вины «перед народом». Старался загладить вину, - а ухо, а руку то и дело бес попутывал. Ироническая и двусмысленная ухмылка пробегала при этом по лицу (и по нотному листу), но она тут же сменялась выражением искренней озабоченности. И не только в связи с тем, убьют ли, втопчут ли в грязь, как многих других. Нужна была правота . «Историческая» правота. Просматривалась ли она в ту пору вне ленинско-сталинской идеологической парадигмы?.. Пожалуй, последующим поколениям этого уже не понять!
С. Волков явно прошел мимо еще одной ипостаси («маски») художника: Соратник царя. Да, этот жестокий режим следовало бы изменить. Но социализму как таковому противостоит в мире либо фашизм, либо буржуазная «бездуховность», и поэтому оппозиция вождю, пусть беспощадному (такой, как есть, и притом бесспорно политический гений, творец истории), означала бы предательство «базисных идеалов» человечества. И вот – разносится из репродукторов по всей необъятной стране величественное: « Ветер мира колышет знамена побед… Все дороги ведут к коммунизму ». Музыка Шостаковича. Из соображений личной безопасности сочинялось? Что-то не верится.
« Заблудился я в небе, что делать ?» (О.М.)
Метания Шостаковича видны не только в музыкальном, но также (и в особенности) в словесном материале, который он привлекает для своих сочинений. Композитор использует великие стихи, но, наряду с ними, и другие, мелкотравчатые, - к нашему недоумению. Будь я специалистом, собрал бы все эти тексты воедино. Вот тогда духовная коллизия людей, творивших в те времена, предстала бы в более полном виде.
Убежденные тираноборцы тоже существовали (пока их существование не прекратили насильственно). Но ни стихов, ни прозы, ни музыки от них практически не осталось…
! ! Мнение редакции может Не совпадать с мнением авторов публикаций ! !
Поделиться в соц. сетях
Смотрите также:
- АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ: КОМУ ПОНАДОБИЛОСЬ ПРИДУМЫВАТЬ, ЧТО ЕВРЕИ ПРИДУМАНЫ?
- АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ: ЮРИЙ СЛЁЗКИН: УГОЛ ЗРЕНИЯ
- АНАТОЛИЙ ДОБРОВИЧ ТАКОЙ ВОТ РЕЛИГИОЗНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ
Короткий адрес статьи - : http://haifainfo.ru/?p=394