На формирование Андре Бретона (1896-1966), чьи первые шаги на поэтическом поприще пришлись на тяжелые для Франции годы Первой мировой войны, оказали глубокое воздействие два усугубивших друг друга фактора. Первым была его служба санитаром в парижской больнице Валь-де-Грас, в отделении, куда попадали пациенты с нервными расстройствами, полученными на фронте; вторым — знакомство с дадаистской эстетикой в лице Жака Ваше, вечного бунтаря, свято верившего в тотальный абсурд существования.
Горячую приверженность идеям психоанализа — таким, какбес- сознательное, принцип удовольствия, выразительная сила симптомов и сновидений, страх кастрации и даже влечение к смерти, — привил Бретону опыт общения с жертвами травмы, серьезно подорвавшей их психику. К тому же сама природа этой травмы — то, что может случиться нечто такое, к чему нельзя подготовиться заранее, — вполне соответствовала абсурдистским взглядам Ваше. Идею жизни как череды непредсказуемых и неконтролируемых потрясений Бретон и Ваше претворяли в практику путем весьма своеобразного хождения в кино: переходя с сеанса на сеанс безотносительно к программе, они смотрели куски разных фильмов, которые в итоге составляли случайный и ничем не обязанный их выбору коллаж визуальных и повествовательных впечатлений. Через несколько лет Бретон перенес этот прием открытости всему, что бы ни случилось, — или доступности (disponibilite), как говорил он сам, — в поэзию: книгу «Магнитные поля» (1920) он и Филипп Супо писали, доверившись потоку сознания, и в этом смысле она была сочинена «автоматически».
Ищете рубильник 800а? В компании НПО Промэлектроавтоматика вы найдете высококачественное немецкое оборудование по доступным ценам. Рубильник 800а такого уровня имеет лучшие показатели и более высокий срок службы, чем отечественные модели. Немецкие рубильники применяются как для внутренней, так и для наружной установки.
Когда Бретону пришла пора размежеваться с дадаистской практикой, которую румынский поэт Тристан Тцара насаждал во Франции с тех пор, как члены кружка «Кабаре Вольтер» смогли с окончанием войны курсировать между Цюрихом и Парижем, для формулировки программы задуманного им нового движения он прибег к авангардистской форме манифеста. «сюрреализм, м., — начиналось его определение — Чистый психический автоматизм < ...>. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений» [цит. по пер. Л. Андреева и Г. Косикова: Бретон Андре. Манифест сюрреализма Андреев Леонид (ред.). Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М.: Прогресс, 1986]. Двумя способами фиксации продуктов психического автоматизма манифест полагал автоматическое письмо в том виде, в каком оно уже было опробовано в «Магнитных полях», и иррациональные повествования, преподносимые сновидениями. Первым шагом нового движения стало учреждение штаб-квартиры для сбора подобных повествований (предоставляемых его молодыми участниками) и журнала для их публикации под названием «Сюрреалистическая революция».
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ: