Образы первобытного искусства, особенно женские, несут в себе ощутимую связь с природой, находя свое выражение в изобразительном искусстве и мифологии посредством устойчивого «семантического пучка». «Семантический пучок» - своеобразный знаковый язык, образующий цепь символов, имеющих свой смысловой подтекст. Семантический пучок обнаруживает устойчивую связь между элементами, такими как женщина, дерево, вода, превращая их изобразительную природу в знак, эквивалентный архетипу. В знаке снимаются индивидуальные свойства и на первый план выступают общевидовые признаки. Таинственность метафоры возникает за счет способности женского облика растворяться в водах или превращаться в деревья. Не личность, а стихия явлений заключена в женских изображениях. Природа как бы завершает свою эволюцию в мифотворчестве, которое в силу его непроявленности в слове присутствует в женских изображениях - в ритуальных стелах женский образ, выгравированный на камне, соприкасаясь
Итак, проделав вместе с древнейшими обитателями планеты Земля долгий путь через века и тысячелетия, постараемся обратить мысленный взор на самого человека - творца ранних памятников культуры и цивилизаций. В начальных строках книги уже говорилось о покрове тайны, которой овеяно все это искусство, включая и самих его создателей. Современный человек, пытаясь воссоздать облик своего далекого предка, рисовал его «портрет» то обезьяноподобным шерстистым существом, которое умело еще только изготовлять жизненно необходимые орудия и предметы, то существом разумным, схожим по облику с современным человеком, обретшим способность выражать свое отношение к окружающему миру, узревшему диск с гравированным изображением полуфигуры коровы. Эпоха Мадлен Мае д'Азиль. Арьеж. Франция с его поверхностью, принадлежит вечности и в то же время явлен миру.
Не вызывает сомнения, что в подобного рода стелах должны были присутвовать нем не только реально видимое, но и сокровенное. Его уже можно назвать антропос, что в переводе с греческого означает «смотрящий ввысь». Он обладал даром «saper vedere» - умением видеть, необходимым для того, чтобы стать художником, по выражению великого итальянца Пьеро делла Франческо (1410/1420-1492).
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ: