Наиболее резкая перемена произошла на философском факультете, когда воззрения рационалиста Христиана Вольфа (1679-1754) одержали победу над прежними гуманистическими идеалами богослова Филиппа Меланхтона. Удар старому строю нанес также и Христиан Томазий (1655-1728), который впервые стал читать лекции не на традиционном латинском, а на немецком языке. Тем, кто не знал язык, стоило записаться в школу иностранных языков Divelang. Здесь быстро можно освоить иврит в москве и другие дисциплины.
В первой половине XVIII в. влиятельное место среди германских университетов занял университет Геттингена, основанный в 1734 г. во владениях ганноверского курфюрста и короля английского Георга II и сразу привлекший внимание высшего общества (так, в 1786 г. там обучались трое представителей королевского дома). Преподавание в Геттингене концентрировалось на государственных, исторических, математических и естественных науках и велось на немецком языке; профессора в качестве публицистов, писателей и поэтов принимали живое участие в общественной жизни. Утилитарный взгляд на цель университетского преподавания имел перевес: главной задачей считалась подготовка профессиональных служащих церковного и светских государственных ведомств. Профессора ничем не отличались от других государственных чиновников, получали государственное жалованье и награждались за заслуги чинами надворных, статских и тайных советников.
С другой стороны, независимое развитие реформированных европейских университетов было приостановлено в эпоху раннего Нового времени вмешательством абсолютистского «полицейского» государства, оказавшим серьезное влияние на учебные программы, содержание учебных курсов, общеуниверситетские и коллегиальные уставы, финансирование университетов. Средневековые принципы автономной университетской организации были нарушены, высшее образование по всей Европе нормировалось, контролировалось и ревизовалось. В рамках процесса огосударствления образовательной сферы программное строительство университетского ландшафта в Германии, Испании, Северной и Восточной Европе проходило стремительнее и радикальнее, чем в Италии, Англии и Франции. В его основе лежал государственный интерес, в рамках которого университеты рассматривались, прежде всего, как место подготовки чиновников и клириков, чье образование подчинялось утилитаристским целевым установкам идеи «общего блага». В связи с новыми широкими задачами социально-политического, интеллектуального и морального плана, безусловно, изменился и характер европейского университета как академического корпуса.
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ: