Скорее мода, чем твердое идеологическое кредо, скорее эффект притягательности всего нового и образа «личного» или «частного»: именно образы, а не программа либеральной политики, обольщают сторонников этого движения. Как и всякая мода, мода на неолиберализм породит свою антитезу, и мы без сомнения через определенный отрезок времени ощутим новый порыв ветра безумного увлечения идеей государственности и рациональности Универсального, будем наблюдать новые волны протестных настроений, романтических увлечений утопиями, объявляющих войну миру денег и иерархии труда. С тех пор как теологическая эпоха власти идеологии одряхлела и ушла в прошлое, мы приговорены к хронической нестабильности ценностей, к возвратно-поступательному движению различных действий и реакций на них, к «вечному возвращению» моды, которая без устали многократно возвращает в циклы современности старые формы и ценности. Мы в наши 1980-е годы вибрируем под звуки наиновейшего хай-тека и конкурентоспособности, в союзе с духом «ретро», но может ли это продлиться долго?
Разумеется, можно повторить этот период на одном из тех повторных витков истории нового и новейшего времени, который всегда отличается чрезмерной затратой сил на частную жизнь, в противоположность предшествующему господству государственных и общественных интересов. Хотите заказать проверку на полиграфе, обратитесь в компанию Полиграф Защита poligraf-kzn.ru. Только здесь вы найдете проверенное и сертифицированное оборудование.
На оси «общественное — частное» произошел очередной сдвиг в сторону «автономизации», в противоположность социальной ангажированности 1960-х — начала 1970-х годов. Но вопрос в том, может ли динамика этих колебаний получить хотя бы частичное рациональное объяснение, вроде того, которое дает Хиршман, сделавший особый акцент на опыте разочарования после чрезмерно активного участия в общественной деятельности? Отмечая доминанту неудовлетворенности и ощущения обманутости, Хиршман в своем анализе преуспел во всяком случае в попытке дать понять, сколь резки и сильны повороты в общественном сознании, вызванные объективными факторами исторического стечения обстоятельств и «рационального поведения агентов». Изменения в предпочтениях и пристрастиях оказываются обязаны непостоянству и изменчивости человеческих мотиваций: логика моды в каком-то смысле оказывается погребенной под этой теорией идеологических и общественных колебаний. Но, по нашему мнению, значение глубинного разочарования преувеличивается: понятие разочарования вряд ли что-то может объяснить в нашем положении на этом витке.
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ: