Недавно Жорж Шарансоль в статье, посвященной демонстрации в 1950 году в Париже фильма «Унесенные ветром», поставленного в 1938 году, заметил следующее: «Сегодня фильмы, пользовавшиеся успехом незадолго перед войной, показывают не только в кино-клубах, но и широкой публике, и часто зрители, восторгающиеся фильмом, даже и не подозревают, что он такой давний». Из этого примера видно, как замедлился прогресс кинематографической техники, которая так быстро развивалась в первые годы звукового кино. Если лучшие друзья немого фильма станут беспристрастно изучать говорящее и звуковое кино, то очень скоро непреклонность их суждений окажется поколебленной.
Говорящее кино в лучших своих проявлениях уже не имеет ничего общего с фотокопией театра, оно существует само по себе. И тогда кажется, что благодаря разнообразию звуков и оркестру человеческих голосов оно богаче немого кино. Но не ложно ли его богатство, не разорительна ли его роскошь? Экран больше теряет, чем выигрывает, от этого «прогресса». Он завоевал мир голосов, но потерял мир грез, над которым властвовало немое кино. Я наблюдал за зрителями, только что посмотревшими говорящий фильм. Казалось, что они выходят из мюзик-холла. Они не изведали той блаженной полудремы, которая облегчила нам переход в страну чистых зрительных образов. Они говорили, смеялись, напевали услышанные мелодии. Они не теряли чувства реальности. Ищете доступное спутниковое телевидение? Выбирайте шаринг.
Говорящий фильм, завоевавший Америку, начал покорение Европы с Англии. Будущей зимой придет наш черед. Скоро во всех столицах мира услышат, как заговорили тени экрана, и можно заранее предвидеть, что публика везде будет так же упиваться этим новшеством, как и здесь. Если это увлечение не мимолетно, что же станет с тем кино, к которому мы привыкли? Теоретически говорящее кино могло бы дать нам шедевры. Представьте себе нового Шекспира, который воспользовался бы этим средством... Но в действительности говорящий фильм обречен оставаться низшим жанром до тех пор, пока не произойдут серьезные изменения в экономике производства фильма.
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ: