В результате «сцена превратилась в движущуюся систему вещей и предметов, центром которой был сам актер, писал Б. Алперс о игровой функциональности оформления, ... вещи непрерывным потоком двигались за ним, перемещаясь по сцене, без конца сменяя друг друга в своеобразной конвейерной системе».
В «Лесе» разработку мейерхольдовского плана оформления осуществлял В. Федоров. В следующих трех постановках «Д. Е.», «Учитель Бубус», «Мандат» - его сокурсник И. Шлепянов, который в тот момент не только учился у Мейерхольда, но и был заведующим постановочной частью его театра. Он помог Мастеру придать функциональной сценографии качество сценографии кинетической, включавшей в действие (в качестве элементов его оформления) уже не только конструктивистские объекты, сооружения, вещи и аксессуары или отдельные части конструктивистских единых установок, но также и саму сцену, все ее пространство и весь планшет. Хотите смотреть любимые передачи? Установите шаринг.
Кинетическое пространство представало в «Д. Е.» (1924), где его создавало движение по сцене восьми щитов. Мейерхольд и Шлепянов дали свою версию идеи Г. Крэга, которую тот пытался воплотить более десяти лет назад в московском «Гамлете». Только если у Крэга она служила выражению концепции сценической среды как глобально-обобщенного места действия и представала в символических формах, то здесь реализовалась в соответствии с принципами конструктивизма: функциональность по отношению к действию, отсутствие какой-либо самостоятельной эстетической выразительности и смысловой содержательности щитов как таковых, наконец - натуральность их фактуры (фанера, покрытая темно-коричневым лаком). И высота их, в отличие от бесконечных вертикалей крэговских «ширм», соразмерна человеку примерно полтора его роста. Щиты воспринимались как стены, причем две из них возвышались над остальными. Располагаясь на разных планах, они перемещались (при помощи роликов), останавливаясь в заданной позиции.
СМОТРИТЕ ДРУГИЕ СТАТЬИ НА САЙТЕ: